ИНТЕРВЬЮ с Алексеем Наумовым, старшим тренером юниорских сборных команд Санкт-Петербурга по теннису

Сейчас Вы находитесь ЗДЕСЬ:  ГЛАВНАЯ / Новости / ИНТЕРВЬЮ с Алексеем Наумовым, старшим тренером юниорских сборных команд Санкт-Петербурга по теннису

ИНТЕРВЬЮ

с Алексеем Наумовым

старшим тренером юниорских сборных команд
Санкт-Петербурга по теннису

Опубликовано
16 марта 2012 г.

Алексей Наумов уже почти полгода занимает пост старшего тренера юниорских сборных команд Санкт-Петербурга (в возрасте 12, 14 и 16 лет). Недавно наши мальчики и девочки вернулись с первенства России по 12-летним. Пользуясь случаем, мы решили встретиться с Алексеем и узнать его мнение – как человека, непосредственно участвующего в подготовке и формировании петербургских теннисных команд.


NK: Алексей, можно ли узнать подробнее - на каких принципах строится отбор кандидатов в сборную?

Алексей Наумов: 1 октября я был назначен тренером сборной, и сразу же на тренерском совете озвучили список игроков-кандидатов в сборную. Учитывая, что меня только избрали на должность, какие-то фамилии мне были известны, но какие-то стали откровением.

Дело в том, что список кандидатов в сборную утверждается один раз в год. Это игроки, которые имеют право тренироваться в составе сборной и защищать честь Санкт-Петербурга на различных соревнованиях.

NK: Это список рекомендованных игроков, или окончательно утвержденные кандидатуры?

Алексей Наумов: Это, конечно, был список рекомендованных игроков. Буквально за пару дней нужно было принять решение по окончательному составу. Мы активно советовались с коллегами-тренерами на предмет того, кто достоин войти в список кандидатов в сборную. Далее этот список нужно было утвердить в спорткомитете.

NK: Сколько игроков в списке?

Алексей Наумов: Шестеро мальчиков и шестеро девочек по каждой возрастной группе.

NK: В детском теннисе один год – довольно большой срок. Можно ли вносить изменения в список кандидатов, не дожидаясь истечения годового периода?

Алексей Наумов: Игроки могут совсем прекратить выступления, получить травмы и т.п. Однако, как выяснилось, спорткомитет выделяет деньги только на тех игроков, которые включены в список. Если нужно провести замену, то сделать это довольно сложно. К примеру, когда буквально за неделю до поездки на первенство России заболел один из мальчиков, пришлось повозиться, чтобы юридически оформить замену.

NK: Видимо, здесь сложности бюрократического характера? Бюджет утверждается на год, или что-то в этом роде?

Алексей Наумов: Не знаю, в эти дебри я стараюсь не вникать.

NK: В этом году впервые была организована совместная тренировка участников сборной. Что можете сказать по этому поводу?

Алексей Наумов: Три раза в неделю (ПН, СР, ПТ с 12 до 14 ч) на кортах клуба «Динамит» (СПб, пер. Челиева, 13) выделено время для тренировок сборной. Игроки сборной и кандидаты могут приходить сюда и тренироваться – по собственному желанию, никто их не принуждает и не заставляет этого делать.

У игроков есть возможность наращивать свое мастерство, а я могу посмотреть на потенциальных кандидатов в сборную.

NK: Помимо игроков сборной, кто может принять участие в этих совместных тренировках?

Алексей Наумов: Одним из первых моих шагов на посту старшего тренера сборной стало то, что я позвонил практически каждому тренеру ведущих игроков. Все, в один голос, подтвердили, что идея совместных тренировок им очень нравится, и они готовы сотрудничать. Есть, конечно, некоторые вопросы: к примеру, время тренировок – не всем оно подходит.

Однако здесь все вполне объяснимо. Такое время было выбрано для того, чтобы тренировки сборной не пересекались с занятиями игроков у своих основных тренеров. Ведь сборная – это институт, который собирается на совместные сборы перед каким-то выездом. А если есть возможность тренироваться вместе между выездами – прекрасно.

Помимо основных игроков сборной, на тренировки могут приходить и другие теннисисты. Сейчас все происходит следующим образом. Тренер игрока звонит мне и спрашивает, можно ли прислать игрока, чтобы я на него посмотрел. Как правило, я иду навстречу, ребенок приходит и занимается с нами. А дальше мы уже делаем выводы – тянет он, или нет, стоит ли ему ходить один раз в неделю, или чаще. В любом случае – у тех, кто послабее, есть реальная возможность «подтягиваться» к лидерам.

NK: Лидерам ведь тоже нужно «тянуться», не только вытягивать остальных?

Алексей Наумов: Да, поначалу мне задавали вопрос – «если я приду на тренировку, будет ли с кем играть?» Чтобы таких вопросов не возникало, я привлек к процессу тренировок моего коллегу, Бориса Молодцова. Он выполняет у нас на тренировках роль спарринга, поэтому есть гарантия того, что сильный игрок проведет тренировку на достойном уровне.

NK: Похоже, получается своеобразное «селекционное» поле, на котором происходит отбор, конкуренция, рост юных теннисистов?

Алексей Наумов: Да, особенно хорошо процесс идет у девочек, их у нас больше, чем мальчиков. Пользуясь случаем, хочу сказать – я, со своей стороны, стараюсь отслеживать и находить юные таланты. Естественно, что все соревнования охватить я не могу. Однако мне всегда можно позвонить, задать интересующие вопросы и предложить своих учеников в качестве кандидатов в сборную.

NK: Буквально на днях закончилось первенство России в возрастной группе до 13 лет. Гладко ли прошло формирование состава сборной?

Алексей Наумов: Прежде всего, давайте развеем мифы. Первая ракетка, наша ведущая теннисистка Алина Мазепова, травмирована. Я разговаривал по этому поводу с ее тренером, Дмитрием Медведевым. Кстати, изначально капитаном сборной должен был быть именно он. Планировалось, что Медведев поедет со своими ученицами Мазеповой и Пластовой, третья кандидатура рассматривалась.

К величайшему сожалению, сначала получила травму Мазепова, потом Вика Пластова тоже приняла решение не ехать. Как сообщил мне их тренер, «девочки очень хотят поехать – но не могут». По тем или иным причинам.

Если по Мазеповой я владел информацией где-то за неделю до отъезда, то по Пластовой ситуация прояснилась всего за два дня.

NK: Это сказалось на конечном результате?

Алексей Наумов: Конечно, если сборная едет не лучшим составом, то у выступающих за честь города стоит задача «прыгнуть выше головы». Установка у нас была – выйти из группы, а дальше уже биться и цепляться за призовые места. Не получилось. Но не могу сказать, что у меня есть какие-то претензии к девчонкам, – они играли достаточно хорошо для своего уровня и выложились полностью.

NK: Изначально планировалось, что капитаном сборной будет Дмитрий Медведев?

Алексей Наумов: Да. Чтобы было понятно: я исполняю роль старшего тренера сборной, в мои обязанности не входит выезд с игроками. Моя задача – организовать выезд, назначить капитана, утвердить список игроков. В данном случае получилось, что Дмитрий Медведев без своих учениц не поехал. Других кандидатур на пост капитана не было, поэтому пришлось ехать мне - девчонок я знаю хорошо, ситуацией владею.

NK: Не было ли давления с какой-либо стороны при формировании сборных?

Алексей Наумов: Никакого давления не было. Хочу сказать огромное спасибо Денису Лаврентьеву, который очень оперативно реагировал на все мои просьбы. Накануне выезда он взял себе в помощники Германа Шмелева, и они совместно провели дополнительный сбор. Кстати, капитаном сборной мальчиков был его помощник, Артем Пожидаев - который справился со своей задачей на «пятерку».

NK: Каков ближайший календарь выступлений сборной?

Алексей Наумов: Буквально сейчас мы готовим сборную по 14-летним, которая поедет на первенство России в Тольятти – турнир начнется 26 марта. У нас, на мой взгляд, очень сильная сборная мальчиков. Капитаном поедет Дмитрий Медведев, первым номером идет Филипп Климов, вторым – Дмитрий Морозов, победитель первенства города, третий – Ренат Сахабутдинов.

По девочкам сложилась довольно интересная ситуация. До моего отъезда в Саранск планировались кандидатуры Пономарева-Шипицина-Бахмуткина. Однако потом Сабина Георгиевна Хачатрян, тренер Бахмуткиной, попросила отпустить девочку на сборы. Я пошел навстречу – во-первых, потому что Сабина Георгиевна всегда готовит игроков для сборной, во-вторых, Бахмуткина – 99 года, и объективно пока что слабовата.

Потом случилось несчастье – буквально на днях мне сообщили, что Шипицина получила серьезную травму.

Вот такая интрига - нам уже нужно покупать билеты, а по факту в команде всего один игрок. Огромное спасибо Станиславу Кравцову, который сумел, с помощью своего таланта вести переговоры, уладить вопрос с мамой сестер Антоновых.

В результате, на сегодняшний день состав сборной такой: Даша Пономарева-сестры Антоновы, капитан – Маша Петрова.

NK: Каков общий моральный настрой сборных команд?

Алексей Наумов: Когда я принял сборную, у меня были свои представления о ней, как об институте. В мое время выступать за город было почетно – когда поднимается флаг, играют гимн. Сейчас ситуация изменилась. Мне довольно странно наблюдать, что престижность выступлений за сборную упала. Может, тренеры не очень доходчиво объясняют детям – что такое выступление за сборную.

Во-первых, для игроков такие выезды – большая польза, потому что они имеют возможность сыграть с сильнейшими из других городов. Во-вторых, они это делают не за свой счет. В-третьих, за выступления в таких турнирах начисляются рейтинговые очки – такие же, как и при участии в одиночных турнирах.

Причем, наблюдая за сборной Москвы, я заметил у них огромную конкуренцию за право попасть в сборную. Они жаждут выступать за свой город, стремятся к этому. Не могу сказать, что у нас присутствует подобная конкуренция. Ни в коем случае не хочу никого обвинять. Но сказать, что при формировании состава сборной есть ажиотаж, что у меня или моих коллег разрывается телефон от звонков потенциальных кандидатов – я не могу. Получается, что мы вынуждены вести переговоры в стиле «А не будете ли вы так любезны съездить – поиграть за Питер?» Было даже озвучено мнение – а не стоит ли нам вообще приглашать легионеров, которые бы играли за наш город? Но ведь это однозначно станет шагом назад.

NK: Проблема в идеологическом аспекте, или, может, есть финансовые вопросы? Может, Москва просто больше денег своим платит, или другие ресурсы предоставляет?

Алексей Наумов: Перво-наперво, нужна конкуренция. Нужно, чтобы было человек десять-пятнадцать, из которых можно делать выбор. А у нас, к примеру, по 12-летним девочкам, из всей когорты трое вне конкуренции. И если они не едут – результат получается заведомо другой.

Посмотрите рейтинг игроков сборной, который, кстати, используется при посеве команд. Если суммарный рейтинг сборной невысок, сложно рассчитывать на благоприятную турнирную расстановку.

NK: Что сделать в наших силах, можем ли мы изменить ситуацию?

Алексей Наумов: Думаю, что мои коллеги-тренеры должны беспокоиться о подготовке игроков для сборной. Еще раз подчеркну – двери в сборную открыты для всех, независимо от того, в каком клубе и у какого тренера занимается игрок. Нужно хорошо выступать и соответствовать определенному уровню. Только совместными усилиями мы можем запустить конкуренцию и повысить общий уровень игры.

NK: Флаги поднимали на этот раз?

Алексей Наумов: Поднимали, и гимн пели. Причем не только российский, но и мордовский. Я впервые услышал гимн Мордовии, что стало для меня полной неожиданностью.

NK: Что ж, будем надеяться, что наши рассказы помогут людям разобраться – для чего они играют в теннис. В том числе и для того, чтобы защищать честь родного города на просторах России. Хорошие условия и достойную базу для лучших город предоставляет.

Алексей Наумов: Я считаю, что нужно начинать с основ. Сначала ты выступаешь за честь своей группы, потом – за честь клуба, и уже затем – за честь города. Мы в детстве гоняли мяч за родной двор или класс, и смысл этого был нам понятен.

Теперь же родители нередко задают вопрос: «Играть за город – а зачем это надо?» Мне такие разговоры слышать достаточно обидно. Ведь это – твой родной город. Неизвестно, кем ребенок станет в будущем. Но если он в юном возрасте стал чемпионом Санкт-Петербурга, защищал его честь – этим можно будет гордиться всю оставшуюся жизнь.