Теряет ли хватку Федерер?

Сейчас Вы находитесь ЗДЕСЬ:  ГЛАВНАЯ / Новости / Теряет ли хватку Федерер?

Теряет ли хватку Федерер?

Опубликовано
30 апреля 2009 г.

После слишком эмоционального выступления о Федерере, сделанного фанатом Надаля, имеет смысл посмотреть на другую сторону медали. Настолько ли все сейчас плохо у Роджера? Предоставляем слово Полу Ньюману, который пытается разобраться в вопросе на основании высказываний людей, знающих Федерера лучше всего.


«Если у кого-то поворачивается язык назвать Роджера «посредственностью», то сам критик должен быть очень, очень, очень хорош в своем деле. Говоруны-обсиратели никак не уймутся. Уж не знаю, насколько хорош должен быть человек, чтобы получить уважение, которого он заслуживает… Я бы не отказался выступать на уровне его «посредственного сезона», - Энди Роддик

Энди высказался так в ответ на вопрос о «посредственном сезоне» Роджера Федерера перед прошлым Мастерсом. Роддик упомянул о том, что Федерер выиграл Чемпионат США, дошел до финала во Франции и на Уимблдоне, плюс полуфинал в Австралии.

Федерера отделяет всего один титул Большого Шлема от рекорда всех времен, установленного Питом Сампрасом – 14.
Федерера отделяет всего один титул Большого Шлема от рекорда всех времен, установленного Питом Сампрасом – 14, он играл в 14 из последних финалов и дошел до полуфинала или дальше в последних 19 турнирах. Однако почесать язык об уязвимости Федерера повод все равно найдется – на фоне Мастерса в Риме, который вовсю набирает обороты.

Принципиальное отличие состоит в том, как Федерер выступает помимо турниров Большого Шлема. За прошедшие с US Open-2007 20 месяцев, он выиграл только 5 титулов: US Open-2008, Мастерс-2007, два незначительных турнира в Базеле и один в Халле.

«Думаю, у Федерера еще большой потенциал. Однако он подошел к тому рубежу, где значение имеют только знаковые турниры. Он хочет вернуть себе первый номер, и стремится побить мое достижение. Он может выиграть столько Уимблдонов, сколько пожелает. Игра для этого у него есть. И US Open он выигрывал пять раз. Он остается одним из лучших игроков в мире… Думаю, в дальнейшем он будет мотивирован выигрывать турниры Большого Шлема. С другой стороны, подобно тому, как это произошло со мной, у него не всегда будет желание выигрывать каждый отдельный матч.» - Пит Сампрас.

Подобно Федереру, Сампрас сметал практически всех на пике своей карьеры, завоевав 40 титулов с 1994 по 1999 годы. Однако после весны 2000 до его финального матча спустя два года, американец выиграл только два: Уимблдон в 2000 и US Open в 2002. Последний раз он потерял первую позицию в рейтинге 29 ноября 2000 г.

Поход Федерера за трофеями был еще более впечатляющим. С 2003 по 2007 годы он завоевал 49 титулов. Его рекордный забег впереди рейтинга закончился прошлым летом, когда ему было 27. Сейчас он остается на второй позиции и, похоже, даже получает выгоду от того, что ему нужно защищать меньше титулов.

«Это немного снимает напряжение, и перекладывает нагрузку на плечи других игроков», - сказал Федерер перед стартом последнего турнира в Дохе. «Можно сконцентрироваться на игре, а не на удержании своих рейтинговых очков».

Сампрас, который уверен, что Федерер побьет его рекорд, полагает, что швейцарец может продержаться дольше Надаля. «У Федерера есть одно преимущество – ему нужно значительно меньше энергии, чтобы стоять наверху, чем Рафе», - говорит Сампрас. «Для Рафы это и физически, и морально тяжело - чувствуется, что он напряжен, как струна».

Пит Сампрас:
Рафе приходится скрежетать и скрипеть к цели...
Он добавляет: «Если ты – лучший игрок в мире, в тебя из года в год целятся и норовят подстрелить, и это не проходит незамеченным… Для Рафы требуется много работать, чтобы выигрывать эти матчи. Он крепок, да. Но за перегрузки платить придется. Ему приходится скрежетать и скрипеть к цели, а Роджер намного более легок и подвижен. Его матчи значительно легче. Для Рафы, похоже, не существует легких матчей. Он работает за каждое очко»

«Два года назад он выигрывал все. Сейчас, с начала года, он проиграл Надалю, Джоковичу и Маррею. Думаю, морально с этим справиться очень нелегко», - Фернандо Вердаско, 8 номер в мире.

Рафаэль Надаль, номер 1, выигрывал у Федерера пять раз подряд с прошлого апреля. Энди Маррей, 4 номер, выиграл их последние четыре матча. Новак Джокович, номер 3, победил в их последней встрече в прошлом месяце.

Разочарование Федерера было наиболее очевидно после финала в Мельбурне, когда он разрыдался, и в Майами, когда он размозжил ракетку после неудачного удара в матче с Джоковичем. «Странно, что он сломал ракетку в Майами. Он всегда хранит спокойствие, но подобное происходит, когда ты на корте впадаешь в отчаяние», - сказал Джокович.

«Ему нужен тренер. Ему никогда не приходилось подстраиваться, потому что он был талантлив настолько, что мог доходить до всего своим умом», - Патрик Макинрой, капитан команды США в кубке Девиса.

Большинство лучших игроков сотрудничают с постоянным тренером, но Федерер не работал ни с кем, с тех пор, как расстался с Петером Лунгреном шесть лет назад. Он частично задействовал Тони Роше - до 2007 года, и сотрудничал с Хосе Игерасом во время прошлогоднего грунтового сезона, но сейчас работает только с Пьерром Паганини, тренером по фитнесу, и Северином Люти, капитаном сборной Швейцарии в Кубке Девиса.

«Я очень доволен работой с Северином», - говорит Федерер. «Мы сотрудничаем последние полтора года, и изменений не предвидится. Я буду продолжать работать с великой командой, которая у меня есть».

Федерер пользовался услугами спортивного психолога в юношеском возрасте, но сейчас не видит необходимости в подобной помощи. «Тогда в основном было нужно научиться управлять гневом, но я довольно быстро осознал, что все зависит от меня самого», - говорит он. «В остальном я никогда не думал обращаться к специалисту. Если честно, мне неизвестно, принесла ли кому-то пользу подобная помощь».

Его форхенд долгое время оставался непревзойденным, но в последнее время он начал давать осечки. Однако Федерер не говорит как человек, который подумывает о помощи тренера. «Для меня нормально промахиваться форхендом», - сказал он после недавнего поражения Станисласу Вавринке. «Я просто тычками не играю. Обычно стараюсь подойти к мячу и сыграть агрессивно».

Однако после поражения в Мельбурне, Федерер попросил Даррена Кахилла, который тренировал в свое время Андре Агасси и Льютона Хьюита, приехать в Дубай на пробу. Однако австралиец решил, что не хочет ездить по туру. В начале грунтового сезона, на вопрос о ситуации с тренерством, Федерер ответил: «Я не планирую с кем-то общаться. Есть только я – и грунт».

«У него не получится победить Надаля с задней линии. Вряд ли вообще кто на это способен. Чтобы победить, я думаю, ему нужно немного изменить рисунок игры», - Стефан Эдберг. «Для дальнейшего развития, его стратегия должна сместиться в сторону подача-выход к сетке. Думаю, это поможет ему и облегчит задачу победы над Надалем. Хотя легкой победа, конечно, не будет. Для этого потребуется время. Просто взять и переключить стиль игры не получится. Нужно поработать месяцев шесть, или даже год, играя в стиле подача-выход к сетке, чтобы набрать разгон и разобраться, что именно ты делаешь».

«Я уверен, что рождение ребенка станет для него шоком. Даже не обсуждается. Просто твоя жизнь полностью меняется. Другие приоритеты. Ты перестаешь быть в семье самым важным. На время даже как-будто теряешь свою жену», - Иван Любичич, отец и бывший номер 3.

«Отцы выиграли только 10 из последних 115 титулов Большого Шлема»
Если брак вряд ли серьезно скажется на игре Федерера – не так давно он женился на Мирке Вавринец, с которой они вместе уже последние девять лет, - то отцовство еще поди знай, какой эффект окажет. Мирка должна родить этим летом.

Отцы выиграли только 10 из последних 115 титулов Большого Шлема. Борис Беккер, который сдюжил в 1996 году титул Открытого Чемпионата Австралии, уже после рождения его первого сына, предостерегает, что жизнь Федерера изменится радикально. «Сфокусироваться на чем-то одном будет сложнее, поскольку твой главный фокус будет на ребенке и жене, а теннис становится второстепенным», - говорит он.

Однако Федерер настаивает, что отцовство придаст ему вдохновения: «У меня всегда была мечта: если я стану первым в мире, чтобы у меня пораньше родился ребенок, который бы увидел меня еще играющим».