Интервью с Игорем Корниенко,

Сейчас Вы находитесь ЗДЕСЬ:  ГЛАВНАЯ / Новости / Интервью с Игорем Корниенко,

Интервью с Игорем Корниенко,
человеком и теннисистом.

Санкт-Петербург
14 апреля 2009 года

Краткая справка.

Игорь Корниенко родился в 1971 году, участвовал в профессиональном теннисном туре ATP, в 1999 году играл в четвертьфинале международного теннисного турнира Spb-Open. После длительного перерыва в турнирной практике, Игорь недавно снова вышел на корт в качестве игрока – он сыграл в теннисном турнире Creyda-Абсолют, где одержал убедительную победу в финале над Умниковым Иваном. По окончании матча наши болельщики начали задавать Игорю вопросы разные, и оказалось, что он интересный рассказчик и легкий в общении человек. Интервью с победителем последнего турнира Creyda-Абсолют будет содержать в себе «вопросы из зала», заданные разными людьми.


 Игорь Корниенко - человек и теннисист
Игорь Корниенко - человек и теннисист


Игорь, как Вы пришли в теннис?

В теннис я пришел довольно-таки поздно, почти в 11 лет. Но до этого у меня была хорошая общефизическая подготовка – активное было детство, я занимался плаванием (недолго) и три года гимнастикой. Что помогло мне быстро наверстать упущенное. Поэтому я, кстати, придерживаюсь мнения, что начинать заниматься теннисом слишком рано не так уж необходимо. Намного важнее общая координация, ловкость. Если ребенок приходит в теннис в 7-8 лет, он также может достичь высоких результатов.

Значит, 7-8 лет – считается сейчас «не очень рано»?

На данном этапе –да. Многие пытаются приводить детей в теннис с 6 лет, кто-то с 5. Но главное – чтобы ребенок остался «голодным до тенниса». Если его начинают перекармливать игрой, ему становится неинтересно. А он должен «гореть» тем, чем занимается.

У Вас с этим, как я понимаю, проблем не было?

Да, я и сейчас мотивирован – вы это видели по прошедшему турниру. Если я вписываюсь в какое-то мероприятие, то мне, как спортсмену, хочется быть лучшим. Это чувство вырабатывается в течение многих лет участия в турнирах.

Где началось освоение теннисных азов?

Я не бегал из клуба в клуб. Да, собственно, и клубов тогда в городе было не так много. Мои «родные стены» – клуб «Динамо».

Кстати, интересно то, что я не прошел отбор в группу Комаровой во Дворце Пионеров. Тесты я прошел без проблем, но не получилось то ли с расписанием тренировок (мне нужно было ездить из Автово), то ли еще что. Мы тогда пошли оттуда расстроенные. Точнее, даже не я расстроен был, а моя мама. Я вообще не знал, что такое теннис, а мечтал в хоккей играть. У нас ведь тенниса как массового вида спорта практически не было. Но мама откуда-то узнала о нем, и решила из меня сделать теннисиста. Вот мы, расстроенные, идем обратно, и, проходя мимо стадиона «Динамо», решаем туда зайти. Меня взял к себе Иванов Юрий Григорьевич (ныне покойный). После смерти Иванова я перешел к Наседкину Андрею Серафимовичу, и дальше занимался у него.

Любовь к теннису пришла сразу или нет?

У ребенка, по-моему, любовь к занятию чем-то появляется тогда, когда у него начинает получаться. Ты становишься лучше других, и это увлекает. Условия были таковы, что мне нужно было догнать тех, кто начал заниматься на несколько лет раньше меня. Через два с половиной года я стал первым по городу в возрасте до 14 лет.

Игорь Корниенко:

Мой совет тем, кто не горит желанием играть с теми, кто уровнем хуже:
даешь гандикап – и вперед!
Какие наиболее яркие воспоминания остались из детских времен начала теннисной карьеры?

Пожалуй, сразу на ум приходит время, проведенное на кортах легендарного клуба «Буревестник». Лет с 12 я зарабатывал там свой «рубль», играя с любителями. Клуб был на самом деле легендарный :) Были случаи, когда люди приезжали туда на машине, а уходили пешком. Играли во все, но теннис, конечно, был основным занятием.

Так вот, я играл со взрослыми, давая им фору. Доходило до того, что сет начинался со счета 5-0, 30-0. Не в мою пользу. Сопернику нужно было выиграть всего два мяча. Сами понимаете, что задача передо мной стояла весьма непростая. Несмотря на любительский статус, встречались игроки весьма сильные. Добавьте к этому элемент везения, случайности. Ощущения те еще. Во многом в таких играх я научился «держать концентрацию» на мяче, несмотря ни на какие обстоятельства.

Мой совет тем, кто не горит желанием играть с теми, кто уровнем хуже: даешь гандикап – и вперед!

Вопрос «из зала», заданный Дмитрием Метелицей: Не отвлекают ли во время игры щелкания затворов фотоаппаратов со стороны множества фотокорреспондентов?

Метелица сам всерьез увлекается фотосъемкой, поэтому, похоже, сталкивался с нареканиями по поводу громкого клацания затворов. Пришлось уточнить вопрос – не блики фотовспышек, а именно щелкание затворов? Да, так и есть – каких-то мастеров тенниса это, видимо, напрягает. Игорь Корниенко решил обобщить ответ на вопрос.

Понимаете, тем и отличается профессионал от любителя, что он умеет концентрироваться исключительно на игре. Сторонние факторы – освещение, крики, что угодно – не существуют. Ты полностью находишься «в игре». Кто лучше сумеет сохранить концентрацию, тот получает большое преимущество.

Кстати, игра «на интерес» сразу показывает, кто чего стоит. Когда на кону стоит какая-нибудь сумма, натура человека проявляется в полную силу. Был я как-то свидетелем игры любителей в Москве, так там любители играли на большие деньги.

И какие там ставки? (Вопрос из зала был задан одним из наших любителей тенниса и статистики).

Да и по триста тысяч долларов было на кону. Там такие любители, в Москве – у каждого свой тренер, занимаются по два раза в день. А потом развлекаются по-своему :)

Какой матч из юниорского этапа запомнился больше всего?

Пожалуй, это матч на турнире в Ташкенте. Тогда в полуфинале я выиграл у Кафельникова. Он был чуть помладше меня, но турнир был весьма представительным.

Женю, кстати, я обыгрывал не раз. Дело в том, что мы оба были приписаны к “Динамо”, сильной и всесоюзной по тем временам организации. Масштабные динамовские турниры проводились тогда два раза в год, со всех республик съезжались лучшие игроки.

Кафельников вышел в мировой топ. Его заметили, или у него открылись внутренние резервы?

Мне очень нравилась советская система организации спорта. Талантливому игроку давали возможность ездить на серьезные турниры, а матчевая практика очень важна.

Турниры, правда, были только в пределах Союза, но этого было достаточно. “Выездных” было немного, два-три человека – из десяти, а то и больше, играющих “на уровне”.

Сейчас, кстати, по моим наблюдениям, теннис у юниоров очень “сырой”. Нынешние 16-летние просто не готовы играть со взрослыми. А я выполнил “Мастера Спорта” то ли в 15, то ли в 16 лет. Это значит, что я уже играл, и обыгрывал, взрослых игроков, из первой двадцатки или около того. И не на одном турнире, а на нескольких.

Что можете рассказать о взрослой профессиональной практике?

В 17 лет мне пришлось сделать операцию на мениск, потом служил в армии, в спортроте, и не мог выезжать. Потом, в 19 лет я поехал в Германию, и играл там на высоком уровне.

В мировой классификации профессиональных теннисистов я поднимался до двухсотых позиций. Параллельно я участвовал в турнирах немецкой Бундес-лиги – не за очки ATP, а для игровой практики. Турниры практически выходного дня, там играешь по два матча в день. Но при этом уровень участников был очень высок, и многие ведущие теннисисты через это прошли.

Сейчас Испания славится подобными турнирами?

Вполне возможно. В Испании, на данный момент, очень высокий уровень европейского и мирового тенниса. В мое время подобных турниров было много в Германии и Франции. Это были рейтинговые соревнования высокого класса, существовали они за счет спонсорских денег, да и государство вкладывалось в теннис.

Для того, чтобы вырастить игрока высокого уровня, нужны дешевые корты и дорогие тренеры. Вы согласны с этим утверждением?

Не совсем. Хотя, если человек хочет проводить 5 часов в день на корте, это не должно его напрягать финансово.

Игорь Корниенко.
Его выступление в недавнем турнире Creyda-Абсолют показало, что он находится в прекрасной форме, и может дать бой сильнейшим теннисистам Санкт-Петербурга.
В каких гранд-слэмах удалось поучаствовать?

Во всех, кроме Australian-Open. Кроме этого, участвовал во многих ATP-турнирах рангом ниже.

Какой самый запомнившийся матч ATP-тура?

Пожалуй, матч против Яна Симеринка в четвертьфинале SPb-Open 1999 года. Тогда он был в двадцатке рейтинга, а мне немного не удалось «додавить» его в третьем сете.

Еще был запоминающийся матч с Маратом Сафиным на том же турнире, но в 2000 году. Тогда Сафин был первым в мире, а я уже практически заканчивал карьеру. Двойной сет-бол у меня был, но использовать не удалось. Да, интересно. Рейтинг у меня тогда был где-то в районе восьмой сотни, но был шанс побороться с первой ракеткой мира :)

В целом карьерой профессионального теннисиста Вы довольны?

Я ни о чем не жалею. Но с возрастом человек набирается опыта, и может быть сейчас выбирал бы другие турниры и корректировал свою подготовку по-другому.

Для становления игрока очень важна помощь квалифицированного тренера?

Однозначно, особенно на детском этапе. Если вы хотите играть в теннис и добиваться успехов, вам нужно иметь «чистую» технику. Неправильная работа ног, не те движения приведут к травмам – это излишняя нагрузка на суставы. Поэтому детская «корявость» потом скажется не лучшим образом.

Опять же, одному очень сложно добиться успеха. Нужен треугольник – ученик-родители-тренер. Нужна команда.

На слуху сейчас команда Надаля...

Да, очень мотивированная команда. Кстати, я заметил, что немцы или шведы за границей постоянно помогают соотечественникам. У русских – ситуация совершенно другая. С чем это связано, я не знаю.

Нынешняя ситуация с Федерером, как охарактеризуете ее?

Я уверен, что у него тоже есть команда, помимо его постоянной спутницы. Может быть, не все на виду, но они есть. До какого-то этапа можно дойти самому, но потом все равно потребуется специалист.

Сложно взобраться на вершину, но еще сложнее там удержаться. Он долго держался наверху, и сейчас ведь он проигрывает не по игре. Думаю, что надлом у него произошел после того исторического Уимблдонского финала, когда он проиграл Надалю. После этого пошли провальные турниры - на уровне Федерера, естественно.

Сейчас Вы себя позиционируете как тренер?

Да, в настоящее время я практикующий тренер. Занимаюсь с перспективными детьми и с любителями. Так что, если кто хочет получить квалифицированного тренера – обращайтесь, я открыт к сотрудничеству.

Коровка Соль:

«Жены-дочки-всякие сыночки?»

У нас есть виртуальный персонаж на сайте Creyda.ru – Коровка Соль. От нее вопрос: «Жены-дочки-всякие сыночки»?

Первые два пункта вычеркиваем. А последний пункт – есть у меня дома пара котов. Прикольные животные. Хорошо стресс снимают, очень милые существа.

Что можете сказать в качестве напутствия юным талантам?

Советую любить теннис во всех его формах. Я знаю многих любителей, которые достигают результатов, и также знаю, насколько тяжел хлеб профессионала.

Очень хочется, чтобы наша теннисная культура перенимала заграничный опыт. Там есть чему поучиться.

Как Вы относитесь к разделению игроков на любителей и профессионалов?

Лично я не играл турниры с начала века. Потом было желание поиграть в соревнованиях – не пускали. Ваш турнир Creyda – первый, куда меня пригласили. Так что для меня это настоящее открытие. А по поводу разделения на любителей и профессионалов – у нас сейчас есть такие любители, которым и профессионалы могут позавидовать :)

Долгой жизни прекрасному турниру, который объединяет всех фанатов тенниса
Игорь Корниенко: "Долгой жизни прекрасному турниру, который объединяет всех фанатов тенниса!!"


Вы упомянули, что юниорский теннис в России сейчас «сырой»…

Да, дело в том, что лет до 14 у нас довольно высокий уровень подготовки игроков. Но на следующем этапе система подготовки теннисиста должна быть совершенно другой. Есть отличия в становлении у мальчиков и девочек.

Я много мог бы рассказать о нынешнем состоянии дел с тренерством, но это тема для отдельной беседы.

Значит, можно рассчитывать на продолжение интервью, уже на тему тренерства и воспитания юных дарований?

Да, с удовольствием поделюсь своим опытом и наблюдениями.

Итак, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.